ГУБЕРНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Православные храмы Челябинской области
2007 /ежегодный альманах/

съемочная группа:

художник-постановщик:
                                Василий СМЕЛЯНСКИЙ
фотограф: Александр СОКОЛОВ
ассистент фотографа: Сергей ЕКИМЕНКО
продюсер: Наталья КОЗАКОВА

В раздел
Ударные проекты |
«Губернский календарь. Православные храмы Челябинской области. 2007»

                                    История создания проекта
«Губернский календарь. 2007. Православные храмы Челябинской области» посвящен 270-летию первой православной церкви в городе Челябинске — Николаевской первоначальной (1737).
Благородная идея нашла поддержку в областной администрации (издания серии «Губернский календарь» постоянно выходят под эгидой Правительства Челябинской области).
Одобрил масштабные фотосъемки южноуральских храмов и митрополит Челябинский и Златоустовский Иов.

Понятно, что ключевым вопросом стал финансовый, ибо издательский проект такого уровня требует не просто больших, а очень больших денег.

Местный меценат Виталий Рыльских оценил глубину и значимость проекта и сразу же принял в нем существенное финансовое участие, а впоследствии активно помогал и на организационном уровне. Несколько позже к реализации проекта подключились главы городов и районов Челябинской области и крупнейшие бизнесмены региона.

N.Kozakova besedyet s nastojatelem xrama«РИГ ПЕРСОНА®» провела кропотливую редакционно-исследовательскую работу — из 145 храмов области были отобраны те 13, что попали на страницы календаря-альманаха. Кладезью информации стали настоятели храмов: они подсказали, где расположены наиболее красивые или интересные в историческом плане храмы, и посоветовали, к кому обратиться за необходимыми сведениями.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Цель

В издании «Губернский календарь. Православные храмы Челябинской области. 2007» авторы задались целью отразить впечатляющий, даже по российским меркам, процесс возведения и реставрации храмов и храмовых комплексов на Юж ном Урале.

Дело в том, что за последние лет 15, с 1991 по 2006 год, количество действующих храмов в области возросло с 36 до 145. Такому масштабу должно соответствовать и издание, созданое со столь же мощным размахом.
К проекту активно подключилось правительство области, в первую очередь, начальник Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций С. И. Кимайкин, начальник отдела специальной информации, помощник Губернатора Е. В. Зализовский, председатель Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями И. И. Аносов.

 

В путь!

Съемки 13 храмов заняли 5 месяцев. Масштабная выездная фотосессия велась с размахом. Съемочная группа «РИГ ПЕРСОНА®» исколесила весь Южный Урал с запада на восток и с юга на север, отсматривая будущую натуру. Далее с привлечением местных администраций и священнослужителей в выбранных населе N. Kozakova, A. Sokolovнных пунктах создавались условия для съемок с учетом светового и погодного режимов для каждого храма в отдельности (часть храмов нужно было снимать утром, часть  вечером, какие-то в солнечную погоду, какие-то — в пасмурную). Фотосессия осуществлялась с помощью гидравлических подъемников (17 и 22 метра), без которых невозможна полноценная художественная съемка «с высокой точки», подчеркивающая ландшафтно-архитектурное единство храмовых комплексов.

Снимали профессиональной аналоговой камерой на слайдовые пластины 9 х 12 см. Вел фотосъемку вместе с постановщик ом Василием Смелянским сам Александр Соколов — один из ведущих уральских фотомастеров. Ассистировал Сергей Екименко, а продюсер «РИГ ПЕРСОНА®» Наталья Козакова несла нелегкое бремя организационного процесса, взяв на себя бесчисленные переговоры и согласования. «РИГ ПЕРСОНА®» отсняла церкви в Челябинске, Магнитогорске, Троицке, Сатке, Копейске, селах Верхняя Санарка, Коелга, Айлино и Петровское.
Случалось всякое. Возле недостроенного храма в селе Петровском Увельского района навстречу Василию Смелянскому бросились радостные старушки с криками «Батюшка! Батюшка приехал!» — видимо, длинные волосы и борода сыграли свою роль.

 
Когда снимали храм в Верхней Санарке, не смогли найти подъемник. Василий Смелянский и Александр Соколов соорудили нечто вроде вышки из строительных лесов и скамеек, взобрались на это шаткое сооружение и в течение трех часов, под дождем, на пронизывающем ветру, вели съемку, рискуя упасть и разбиться. Но все обошлось, и надо сказать, риск того стоил — страница с изображением верхнесанарского храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» — словно картина времен древнерусской старины.
В закрытом городе Трехгорном, где съемки организовывал V. Smelyansky, N. Kozakova, S. Ekimenkoнепосредственно Глава города Николай Шиманович, в люльке подъемника все время находился депутат городского собрания, директор ОАО «Автотранспортное предприятие» И. Г. Найденов, лично обеспечивая технику безопасности то художника-постановщика, то фотографа.

 

Параллельно с тем, как шли съемки, сотрудники редакции Надежда Рудых и Татьяна Резницкая вели серьезную р аботу по созданию статей о храмах, ведь у каждого собора, каждой церквушки — свой облик, своя судьба, свои тайны. Сотрудники «РИГ ПЕРСОНА®» восстанавливали историю строительства и бытования храмов, уточняли престольные праздники, имена архитекторов, строителей и меценатов, пожертвовавших средства на их создание или реконструкцию, выискивали интересные факты, «изюминки», и вся эта информация тщательно выверялась и согласовывалась со специалистами-историками и настоятелями храмов.
 
Шедевры полиграфического искусства

Издательскую концепцию альманаха, его художественное и технологическое решение разработал именитый художник, литератор и полиграфист Василий Смелянский, обладатель многих международных наград, в том числе золотых медалей всемирной олимпиады элитной печати FESPA 2005 и FESPA 2007. V. Smelyansky, A. AvlaxovПосле того, как отснятые слайды сканировал Владимир Марков — один из ведущих в России специалистов по сканированию и цифровой подготовке изображений, Василий Смелянский и ассистент художника Александра Лазуко (Ватутина) вручную перерисовывали слайды — к сожалению, часто состояние ландшафта, окружающего церкви, не соответствует идеальному: приходится подчищать неподобающий храмам сор уже на оцифрованных изображениях.

Предпечатную подготовку издания осуществила специалист Елена Галкина, фотовывод — компания «Мегариф» (Екатеринбург).
Свое полиграфическое воплощение издания обрели в мастерской Анатолия Авлахова «Адэкс-Принт» (Екатеринбург). Это экспериментальное полиграфическое производство на протяжении нескольких лет специально «затачивалось» под уникальные издательские проекты «РИГ ПЕРСОНА®». Здесь и был создан новый шедевр, поразивший даже видавших виды печатников и издателей.
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Над проектом трудились мастера трафаретной и офсетной печати Павел Новиков, Сергей Емельянов, Владимир Руденко, Юрий Багаев и Игорь Киселев,, исполнительный директор Вячеслав Жилков и директор производства Дмитрий Алексеев, руководитель постпечатной обработки Елена Морозова и менеджер Светлана Колесняк.

 

Когда, после изнурительной двухмесячной работы, издания были отпечатаны, в типографию устремились специалисты-печатники всего Екатеринбурга, чтобы только посмотреть на это художественное и технологическое чудо. 
За процессом создания альманахов пристально следили крупнейшие поставщики и производители типографских красок и элитных бумаг России и Европы. И не просто следили, а активно помогали. Их интерес вполне объясним: работы «РИГ ПЕРСОНА®» всегда стояли на самом передовом типографском рубеже. Им подражают, пытаются копировать, они популяризируют дорогостоящие краски и бумаги. Тираж первого выпуска календаря (параметры: 68 х 48 см) в 130 экземпляров был отпечатан по уникальной технологии, осно V. Smelyansky, A. Avlaxov i D. Alekseevвой которой является многослойная трафаретная печать.
Для печати второго выпуска альманаха (параметры: 47 х 33 см, тираж 1000 экз.) использовались самые современных технологии офсетной печати: Metal FX, ЕСР, печать высокоинтенсивными красками с при менением выборочных трафаретных УФ-лакировок. Для этого издания — опять впервые в мире — была использована самая дорогая офсетная серебряная краска, которой до этого никто не печатал и вряд ли когда-либо будет из-за ее дороговизны — 550 евро за килограмм (в то время как обычная краска стоит 7–8 евро).

 
Судьба шедевров

 

Владельцами большей части тиража изданий, естественно, стали заказчики, финансировавшие проект, поэтому точного списка персон, обладающих уникальными изданиями, быть не может. Но достоверно известно, что несколько экземпляров переданы в администрацию Президента РФ. Для Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II часть тиража увез лично митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской патриархии. Один альманах украсил кабинет постоянного представителя Российской Федерации при ООН Виталия ЧУРКИНА. Часть тиража была передана в Правительство Челябинской области и лично Губернатору П. И. Сумину. Были подарены экземпляры руководству и депутатам Госдумы РФ, руководителям партии «Единая Россия», министрам РФ и Челябинской области. А также мэрам городов, руководителям крупнейших предприятий и СМИ и даже одному из крупнейших металлопромышленников Европы господину Герхарду Фуксу… Один экземпляр обогатил фонд редких изданий Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

 

Признание

 

Календарь произвел фурор. Все, кто мог, стремились завладеть экземпляром календаря и не скупились на похвалы. Высоко оценили произведение полиграфического искусства и многие высокопоставленные лица. 

Епископ Магнитогорский, викарий Челябинской епархии Феофилакт высказался так: «Этот календарь — даровитая работа художников и печатников, в которой ярко видится творческий подход. Фотохудожники почувствовали и смогли передать особенности и настроение каждого храма, представленного в календаре. Я н V. Smelyansky, N. Kozakova, A. Sokolovадеюсь, что, глядя на изображения этих церквей, человек испытает желание войти внутрь храма и прикоснуться к православию, к красоте духовного мира».

А так отозвался о календаре Глава города Трехгорного Николай Шиманович: «Я искренне рад, что наш храм включен в уникальное издание «Губернский календарь. 2007. Православные храмы Челябинской области». Профессиональная работа редакторов, художников, фотографов, высочайший уровень полиграфии этого художественного издания вызывают чувство глубоко уважения и благодарности к творческому коллективу. Уверен, что благодаря «Губернскому календарю» дорога к Храму для многих южноуральцев станет доступней и короче».  

19 января 2007 года на имя главного редактора и художника «РИГ ПЕРСОНА®» Василия Смелянского пришла правительственная телеграмма, подписанная Губернатором Челябинской области П. И. Суминым, в которой, среди прочих, были такие строки:

«Это действительно замечательное начинание, которое носит вклад в укрепление духовных основ нашего общества. Календарь в полной мере позволяет оценить великолепную красоту и высокие архитектурные достоинства возводимых в Челябинской области храмов. Искренне рад, что на Южном Урале работает такое высокопрофессиональное издательство, как Ваше».

Признанием для авторов издания является и тот факт, что сами священнослужители восхищаются тем, как красиво отображены их соборы на страницах альманаха, и выражают благодарность авторам за привлечение внимания к духовным вопросам через красоту издания.

Кроме того, священнослужители активно пользовались календарями в своей деятельности. Фотография Свято-Симеоновского кафедрально V. Smelyansky, S.Ekimenko v xrameго собора, созданная Александром Соколовым и Василием Смелянским, была использована в качестве заставки к телепрограмме «Возрождение» на канале ОТВ. Участвуя во всероссийской выставке православной тематики, представители Челябинской епархии оформили свой стенд изображениями со страниц «Губернского календаря»; они же размещены на интернет-ресурсе епархии.

А большой календарь «Православные храмы Челябинской области» (68 х 48 см) священники просто разобрали на листы, оформили в багетные паспарту и, словно картинами, украсили интерьер трапезной в Челябинской епархии. 

Кроме того, в 2007 году календарь-альманах «Православные храмы Челябинской области» представлял достижения российской культуры и полиграфии на международной олимпиаде элитной печати FESPA 2007. С экспозиции в выставочном зале Мессе в центре Берлина, где были представлены лучшие работы-конкурсанты, календарь «Православные храмы Челябинской области» в тот же день украли…